Предлагаем вашему вниманию статью учителя – логопеда Карельской Елены Гермавны «Готов ли ребенок к школе?»
Немного об авторе: Елена Гермавна учитель –логопед с большим педагогическим стажем (более 40 лет) имеет высшую квалификационную категорию. Автор многочисленных статей, опубликованных в журналах дошкольного образования. По её разработкам выпущены книги «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев», «Растим говорунов» (издательство «Дрофа» 2007 г).
ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ?
Ох, как трудно быть объективным, когда дело касается собственного ребенка! Для каждого родителя он всегда самый-самый! Самый умный, самый добрый, самый успешный, самый симпатичный. Кто же спорит? А как обстоят дела с готовностью к школе? Вдруг, где-то что-то упустили, на что-то не обратили внимание? Проверим?
1. Бурный рост и речевое развитие.
Медики и педагоги знают: у детей 5-7 лет идёт бурное интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие. Они день ото дня меняются буквально на глазах! Растут физически и духовно, всем интересуются и так много знают! А ещё они неплохо лепят, рисуют и разбираются в компьютере.
В этот же период у дошкольников наиболее успешно ставятся и закрепляются в речи самые трудные звуки (Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р), идёт качественный и количественный рост словаря. Будущие школяры не только любят слушать, но и сами не прочь позабавить окружающих интересными рассказами. Они проявляют живой интерес к чтению, а порой уже и читают!
Но этот же отрезок времени выявляет и явные пробелы в дошкольном обучении и воспитании детей. Особенно это касается речевого развития.
2. Появятся ли звуки сами?
Ох, уж эта неистребимая надежда, что всё само рассосется! Родители надеются, что к школе ребенок «выговорится», звуки появятся сами, а навыки письма и чтения сформируются без вмешательства извне. Хочется напомнить, что чудеса бывают только в сказках. А на деле….
Школа выбрана, счастливые родители вместе со своим ненаглядным чадом идут на собеседование с завучем или будущим учителем. И здесь они понимают, что требования, которые предъявляет школа к будущему ученику, несколько отличаются от их собственных представлений о знаниях и умениях будущего первоклассника. Родительский мозг отказывается понимать, почему их талантливый ребёнок не может ответить на какие-то простые вопросы! А речь? Такое впечатление, что он только-только начал говорить! Кровь бросается в лицо бедным родителям, в голове одна мысль: «Не готов к школе!». До 1 сентября - меньше года, и всю семью начинает лихорадить. С ребёнком приходится бегать по врачам, логопедам, психологам и педагогам. Как водится, ищутся виновные: кто-то не научил, кто-то не подсказал, кто-то вовремя не направил.
Как же выявить все слабые звенья в дошкольной подготовке и избавить себя, а главное, - ребёнка от всей этой нервотрепки?Попробуем вооружить родителей теми критериями, которые помогут определить готовность их сокровища к школе. Хочется сразу предупредить: придётся отбросить в сторону розовые очки, забыть о родительском самолюбии и честно ответить на ряд вопросов.
3. Сформировался ли ребенок как личность?
Сформировался ли ребёнок, как личность? Это очень важно, поскольку в школьной жизни ему предстоит ставить перед собой определённые цели и делать что-то для их достижения. А это сопряжено с трудностями, усилиями и необходимостью общаться не только с компьютером, но и со множеством людей. Будущий школьник должен уметь отстаивать свою точку зрения и в то же время прислушиваться к мнению других. А если ребёнок не посещал детский сад? Тогда освоить эти навыки для него будет весьма проблематично. Известно, что взращенный в тепличных домашних условиях ребёнок чувствует себя не совсем уютно, оказавшись в шумной компании сверстников. Он растерян и не сразу находит верный тон в общении. Лихое школьное братство вмиг вычисляет «слабака». Оказавшись в изоляции, такой ребёнок будет чувствовать себя изгоем. И это притом, что в речевом и интеллектуальном плане он может превосходить сверстником. Но это преимущество зыбкое и недолговечное. Человек, как известно, – существо общественное и развивается посредством общения. Лишая себя этой роскоши, он существенно ограничивает приток информации, а значит – замедляет своё развитие.
Гораздо быстрее адаптируются к школьной жизни дети, прошедшие дошкольную подготовку в детском саду. Они легко идут на контакт, без труда находят общий язык с одноклассниками и с учителями. Эти малыши уверены в себе, они могут принять самостоятельное решение, отстоять свою точку зрения. И в то же время, приучены работать в коллективе, идут на компромисс и считаются с чужим мнением. Домашние дети, как правило, капризны, эгоцентричны. Для них целая проблема принять участие в совместной игре, приспособиться к новым условиям.
Конечно, с бабушкой или няней (гувернанткой) оставлять ребёнка более надежно, комфортно. Но надо же подумать и о том, что впереди у него - годы школьной и студенческой жизни. Сможет ли он прожить их без полноценного общения? Так что стоит подумать, какую форму дошкольной подготовки избрать для вашего малыша, а главное, - в каком учебном заведении. Благо выбор сейчас очень велик!