Предлагаем вашему вниманию статью учителя - логопеда Карельской Елены Гермавны, автора многих статей в журналах дошкольного образования.
Как научить ребенка слышать звуки(профилактика дисграфии)
1.Что надо делать,чтобы у ребенка к школе появился фонематический слух?
Наш путь познания тесно связан с чувствами. Появившись на свет, ребёнок сразу же начинает использовать осязание, обоняние, вкус, зрение и слух для активного освоения окружающего мира. В дальнейшем малыш будет неуклонно совершенствовать каждое из этих чувств, научится использовать их с наибольшей пользой для себя. Возьмём, к примеру, слуховое восприятие. Оно необходимо для нормального психического развития ребёнка, для успешного овладения устной и письменной речью. Каким образом осуществлять развитие слухового восприятия ребёнка? Что надо делать, чтобы к школе у малыша появился так называемый ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (слух на отдельные звуки родного языка)? Эти вопросы родители задают логопеду наиболее часто.
2. Звуковые волны.
Звуки обрушиваются на новорождённого мощными волнами. Когда он был в мамином животике, околоплодные воды смягчали и приглушали всю эту какофонию. Зато теперь.… От испуга кроха разражается оглушительным плачем, и сам удивляется его звучанию: он и не думал, что может воспроизвести такое! Так начинается путь слухового восприятия звучащего мира маленьким человеком. Некоторые мамы и папы думают, что этот путь малыш способен преодолеть в одиночку, без их непосредственного участия. В этом и заключается их ошибка! И пожинать плоды подобной отстранённости родители будут в самое ближайшее время...
3. Почему ребенок меня не слышит? Может быть он глухой?
Нередко на приём к отоларингологу и сурдопедагогу приходят мамы с малышами 3-5 лет и примерно следующими жалобами: «Он (-а) меня не слышит! Я ему (ей) сто раз говорю одно и то же, а он (она) меня не понимает! Может быть он (она) глухой (-ая)?»
В ходе проверки выясняется, что со слухом у ребёнка всё в порядке. В чём же тогда дело? Подобная ситуация возможна, если:
• У ребёнка есть определённые трудности в концентрации слухового внимания. Он не может сосредоточиться и воспринять звуковую информацию. Проще говоря, у него, как говорят в народе, всё пролетает «мимо ушей». Тому, конечно же, есть причины. Подобные явления встречаются у малышей, которые растут в шумной домашней обстановке. Громкая музыка, постоянно работающий телевизор, разговоры взрослых на повышенных тонах, могут привести к подобной мнимой глухоте. Это своего рода защитная реакция. Не будь её, крохе грозили бы нервные срывы. А так, - отключился, и здоровье сохранил…
• У ребёнка не сформировано понимание звуковых образов слов. Иными словами, он не улавливает смысл высказываний. Просто слышит некий звуковой ряд, но не может соотнести его с конкретными предметами и явлениям действительности. Объяснений здесь может быть несколько. Вот самые основные:
Дефицит общения. Педагоги и психологи называют это педагогической запущенностью. Вот некогда было маме разговаривать с крохой: нескончаемые домашние дела, проблемы, работа, карьерный рост, да мало ли что ещё! В этом случае малыш растёт в речевом вакууме и постепенно превращается в Маугли городских джунглей. Как ни печально, но подобное явление можно наблюдать повсеместно.
В подобной ситуации только полноценное общение с малышом может исправить ситуацию, и, конечно, помощь логопеда и психолога. Но самое главное, повторяю, речевое общение с людьми: взрослыми и сверстниками!
Патологические (болезненные) процессы в центральной нервной системе ребёнка: внутриутробная интоксикация, родовые и постродовые травмы головного мозга, инфекционные заболевания и т.д. Всё это может привести к сенсорной алалии. Диагноз достаточно серьёзный, требующий незамедлительного вмешательства невропатолога, пихоневролога и логопеда. В одиночку с ним не справиться ни малышу, ни его родителям. Процесс реабилитации и коррекции этого заболевания может растянуться на долгие годы.
Несформированность фонематического слуха. Наличие фонематического слуха предполагает способность вычленять отдельные звуки из общего речевого потока и умение их различать друг от друга. Когда этого нет, человек не может на слух отличить близкие по звучанию слова типа: СУП-ЗУБ, ДОМ-ТОМ, ГНОМ-ГРОМ, КОН-КОНЬ, ЛУК-ЛЮК, КАСКА-КАШКА и т.д.