Детский сад "Белоснежка"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Школьная зрелость

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Перед поступлением ребенка в школу многие родители будущих первоклассников начинают испытывать значительное беспокойство, и даже страх. Они заранее предвкушают серьезные финансовые затраты, знают, что этот год значительно прибавит им забот. Но самое главное – возникает угроза уже устоявшемуся представлению взрослых о себе, как о хороших родителях и воспитателях подрастающего поколения. Вдруг ребенок не оправдает надежд и будет плохо учиться?  Как тогда смотреть в глаза знакомым и коллегам? Ведь они могут подумать, что…  Здесь мысль каждого взрослого развивается уже в своем направлении.
Школа – это действительно серьезный экзамен на зрелость для маленького человека. Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут даже стать причиной снижения веса ребенка. Дети очень по разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся  без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год.
Почему некоторые дети испытывают трудности в адаптации?
Одной из главных причин является несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы.
Социальная зрелость – это умение принять социальные нормы и выполнять их (брать на себя определенные роли; учебная зрелость, личностная зрелость – это мотивы).
Более сто лет назад, были предприняты попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, «школьную зрелость». Это не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справляться с учебой в школе (произвольность поведения – умение управлять своим поведением).
В чем проблема «незрелых детей»?
«Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость» проявлялась лишь в плохих оценках…  К сожалению, у «незрелых» детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой  и нежелание учиться. Это связано, прежде всего, с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя (чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу).
Интересно, что по большинству показателей мальчики и девочки не отличаются по уровню зрелости, за исключением одного. Девочки успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций, у них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Неудивительно, что в школе у девочек меньше проблем с выполнение письменных работ, чем у мальчиков, а почерк гораздо лучше.
Недостаточная «школьная зрелость» чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии. Прежде всего, это касается психики ребенка. Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, хорошо воспринимает речь и понимает ее.
Социальная зрелость – умение принять социальные нормы поведения и выполнять их, т.е. выполнять ту роль, которая ему предложена.
В школе – ученик, дома – сын (дочь), в магазине – покупатель и т.д.
Личностная зрелость – умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям; когда ребенок умеет учиться – умеет разобраться в чертеже и по нему собрать модель, сравнить результат с чертежом и исправить неточности. Роль родителей интересоваться самим процессом, спрашивать «Как ты это сделал?»  хвалить за усердие и т.д. – это учебная зрелость.
Психологическая готовность – это очень важно в этом аспекте не то, умеет ли ребенок читать, а насколько адекватно (соответственно) он оценивает сформированность этого навыка. Ведь если ребенок нетвердо знает буквы, а говорит, что он умеет читать – то и потребности учиться у него не возникнет. Если же ребенок говорит «Я хорошо считаю только в пределах 10» это говорит  о том, что он не только умеет считать, но и адекватно оценивает свои знания.
Очень важна произвольность поведения – умение самостоятельно выполнять последовательность действий (воспроизведение наглядного образца).
Умственная готовность – развитие интеллекта.

0

2

ГОТОВЫ ЛИ К ШКОЛЕ…  РОДИТЕЛИ?

Обычно мы обсуждаем вопрос: «Готов ли к школе ваш ребенок?» Но ведь не менее важным является другой вопрос: «А готовы ли к школе родители?» По большому счету большинство пап и мам не подготовлены к началу нового периода в жизни ребенка. А именно: не понимают, что ребенок за одну ночь не может превратиться в школьника, что ему нужны помощь и поддержка, особая забота и внимание еще в большей степени, чем в детском саду; большинство родителей имеют установку на то, что «Он теперь уже большой и «должен»;
- не  могут, да и не хотят ежедневно обсуждать со своим ребенком школьные проблемы;
- не готовы к тому, что многие учителя не чувствуют себя ответственными за успеваемость детей – во-первых «за эти деньги…», а во-вторых, опять-таки «он сам должен…»;
- не понимают, что и за деньги можно не получить хорошего образования, что необходимо постоянно выяснять, знать истинное положение дел в школе, умело, вовремя на него реагировать;
- не умеют, не решаются постоять за своего ребенка перед учителем, а иногда и перед администрацией школы, забывают, что кроме родителей защитить ребенка некому;
- не знают круга новых знакомств своего ребенка, не понимают, что «взрослые» проблемы в наше время могут возникнуть уже в начальной школе;
- не развивают познавательные интересы ребенка, не догадываясь, что школа сделать этого не сможет; музеи, концерты, походы – дело родителей.

ЕСЛИ СРАВНИТЬ ТРУД ВЗРОСЛОГО И … ПЕРВОКЛАСНИКА.

Принято считать, что детство – самая счастливая пора в жизни человека. Однако анализ требований, которые школа предъявляет детям, заставляет в этом усомниться. Давайте сравним труд взрослого и начинающего школьника по нескольким лишь критериям.
1. Критерий выбора деятельности.
Большинство из нас, как правило, имеют возможность выбрать вид и характер своей деятельности. В противном случае труд подневолен и радости не приносит.
         А что же первоклассник?
Ему вообще не приходится выбирать вид своей деятельности: посещение школы обязательно. Следовательно, труд ребенка изначально подневолен, и задача родителей состоит в том, чтобы сделать учебу если не радостной, то хотя бы привлекательной. Необходимо помочь ребенку найти в школьных занятиях смысл, чтобы они стали лично значимым делом, а не принудительной обязанностью. При этом лучше всего искать мотивы к учению в самой школьной жизни.

2. Критерии умственной нагрузки.
Ни одного взрослого, ни на одной работе не заставляют запоминать столько информации, сколько школьника. Более того: в тех редких случаях, когда взрослые стараются запомнить то, что требуют от ребенка, это удается далеко не всем! Если не верите, попробуйте сами!

3. Критерий физической нагрузки.
Известно, что развивающийся организм находится в постоянном движении. В классе же двигательное развитие ребенка искусственно ограничивается: от учащихся требуют сидения за партами. Такая статическая нагрузка – самый трудный вид физической нагрузки, особенно для ребенка (хотя понятно, что это требование обосновано необходимостью). Физкультминутки на уроках не снимают эту проблему. Отметим, что к взрослым, которым намного легче сохранять статичное положение тела, такие требования не предъявляются. Даже участники заседаний позволяют себе время от времени смену позы, и никто их за это не порицает. На уроке же маленькие школьники вынуждены опасаться замечаний за чересчур «шустрое» с точки зрения педагога, но совершенно закономерное, с точки зрения медика, поведение.

4. Критерий внимания.
Каждый, кто хоть раз присутствовал на конференциях, знает, что при неинтересном докладе уже через несколько минут внимание слушающих уже начинает рассеиваться; возникает шум в зале, обмен репликами, покашливание и т.д. При этом взрослых «дядей» и «тетей» никто за это не ругает. Иное дело в классе. За шевеление можно получить строгое замечание, а уж разговоры вообще рассматриваются как серьезное нарушение дисциплины.
Получается, что от детей мы требуем того, чего не в состоянии выполнить сами, причем требуем далеко не в деликатной форме!

Вот и напрашивается вывод: школьнику намного труднее, чем взрослому. Постарайтесь отнестись к этому с пониманием и по мере возможности облегчить жизнь своего ребенка. Поощряйте его двигательную активность, давайте возможность «выплеснуть» эмоции во время игры, не слишком ругайте первоклассника за неспособность сидеть на уроках неподвижно. Не предъявляйте требований, превышающих возможности вашего сына или дочери. Не требуйте, чтобы ребенок получал только отличные оценки, ведь оценка далеко не исчерпывающий показатель развития. Хорошая оценка – не самоцель. Никогда не наказывайте за неуспеваемость; этим вы только уничтожите остатки мотивации к обучению. Учтите, не все дети одинаково быстро привыкают к школьному образу жизни, проявляют свои потенциальные возможности. Они должны постепенно входить в режим учения.
(Произвольность – это способность, не отвлекаясь на посторонние раздражители, выполнять действия, направленные на достижение цели, самостоятельно поставленной или предложенной кем-то.)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»