Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности. Общий ход её должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает её общую эффективность.
Коррекционная работа включает в себя несколько этапов:
1.Подготовительный этап.
2.Постановка звука.
3.Автоматизация звука.
4.Дифференциация звука ( различение поставленного звука от сходных с ним)
Под постановкой звука понимается сам процесс обучения ребёнка правильному произношению этого звука. Ребёнка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания.
Звук «ставится» заново в случае его полного отсутствия в речи или замены другим звуком, а также при наличии такого дефекта в произношении, который нельзя частично « подправить» и довести до нормы (например, при картавом произношении Р).
Иногда же ограничиваются коррекцией звука, заключающейся в уточнении лишь отдельных элементов его артикуляции, которая в целом близка к нормальной. Например, при межзубном произношении С для достижения нормальной артикуляции нужно только научить ребенка удерживать кончик языка у нижних резцов, убирать его за зубы, но для этого необходима подготовка- специальные артикуляционные упражнения или нормализация прикуса.
Во многих случаях к постановке звука нельзя приступить сразу, т.к. ребенок не может придать своему языку необходимое положение (например, не может поднять кончик языка кверху – для звука Р). Необходима в таких случаях подготовительная работа -артикуляционная гимнастика, цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка.
Существует два вида артикуляционной гимнастики:
-общая;
-специальная.
Общая артикуляционная гимнастика включает в себя все основные движения речевых мышц. «Общность» упражнений диктуется тем, что в этих случаях оказываются нарушенными звуки из разных фонетических групп и поэтому каждое движение «пригодится» если не для одного , то для каких-либо других звуков.
Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых упражнений.
Способ постановки звука по подражанию является наиболее лёгким как для логопеда, так и для самого ребенка, поскольку требует минимальной затраты усилий и времени. Он заключается в том, что логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Ребёнок, слыша звук и одновременно видя его артикуляцию, нередко оказывается в состоянии сразу его воспроизвести. Если это произошло, то постановку звука можно считать законченной: ребенок научился произносить его правильно. Понятно, что постановка звука по подражанию возможна лишь при наличии у ребенка достаточной подвижности артикуляторных органов и правильности строения.
Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции- этапу автоматизации. Закрепляем полученный звук в слогах, словах, специально подобранных фраз, текстов. Необходимость выделения специального этапа автоматизации связана с тем, что и после усвоения нормальной артикуляции звука ребенок в силу сложившейся привычки продолжает неправльно произносить его в речи. Ведь что такое дефектное произношение звука? Это далеко не только произношение именно звука. Если ребенок заменяет в своей речи, например Ш на С, то у него соответсвующим образом сформированы и все стереотипы слов, включающих этот звук (скаф-шкаф, скола-школа и т.д.). Естественно, что сразу после постановки звука он не сможет произносить все слова с данным звуком правильно. Этап автоматизации можно считать законченным тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения «нового» звука в обычной разговорной речи.
Часто дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют его в самостоятельной речи. Чаще всего это имеет место при преждевременном прекращении логопедических занятий. Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушиваниивсех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с правильностью его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль над всей речью ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причем в короткий срок.
В случаях искаженного звучания звука ( а не его замены) этапом автоматизации обычно и заканчивается работа над коррекцией звукопроизношения. Если же мы имеем дело со звуковыми заменами, то они обычно долго дают о себе знать и для их окончательного преодоления необходима довольно продолжительная работа -этап дифференциации.
Этот этап заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его близким по звучанию и артикуляции звуками. Это достигается путем специальных упражнений. Работу по различению ребенком смешиваемых звуков начинают уже в подготовительный период и в период постановки звука. Обращают внимание детей как расположены губы, язык в момент произнесения того или иного звука. Насколько сильный выдох, теплая или холодная воздушная струя. Отмечают разное звучание этих звуков (ЗЗЗ-комар, ж-ж-ж –жук).
Сложность речевого материала также нарастает постепенно. Сначала смешиваемые ребёнком звуки дифференцируются в слогах (СА-ША, АС-АШ, СТО-ШТО и т.д.), которые должны произноситься без всяких звуковых замен, затем в словах (МИСКА-МИШКА, САНКИ-ШАПКА), предложениях (например скороговорки) и связных текстах, включающих оба смешиваемых звука.
Необходимой предпосылкой как для предупреждения, так и для преодоления буквенных замен на письме является развитие у ребенка способности безошибочно определять наличие нового звука в слове, находить его место в нём (начале, середине, конце) и отличать от имеющихся в этом же самом (или каком-то другом) слове похожих на него звуков. Иными словами, необходимо воспитание у ребенка способности к фонематическому анализу слов.
Детям 6-летнего возраста могут быть предложены задания на выделение интересующего нас звука. Например, « Какой первый звук в слове РЫБА? Какой последний в слове СЫР?» Отвечая, что он слышит здесь звук Р, ребёнок тем самым выделяет этот звук из общего состава слова и произносит его изолированно. Подобные упражнения приучают ребенка внимательно относиться к звуковому составу слов, что необходимо для предупреждения буквенных замен на письме. Роль родителей на этапе дифференциации не менее важна, чем на этапе автоматизации. Родитель контролирует правильность выполнения ребенком логопедических заданий, а также контролирует его речь в обычных жизненных ситуациях.
Такова общая последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения.