13 марта 2013 года Сергею Владимировичу исполнилось бы 100 лет.
Немного истории.
Книги Сергея Михалкова для детей есть в каждой семье, причём в семье любой из национальностей, ранее проживавших на территории СССР, будь то русские, украинцы, грузины, белорусы… Книги его переведены на языки всех народов бывшего Союза. Между прочим, суммарный тираж одних только книг Михалкова стремится к трёмстам миллионам. Этот замечательный детский поэт, писатель, баснописец, драматург, сказочник и автор педагогических трудов популярен и горячо любим до сих пор.
Практически все детские произведения Сергея Михалкова, начиная с 30-х гг XX века, включены в программы школьного и дошкольного образования, в книги для чтения, буквари и хрестоматии. Дети с огромным удовольствием разучивают наизусть его стихи и песни не один десяток лет. Ну а бессмертный «Дядя Стёпа» давным-давно воспринимается не как персонаж стихотворения, но как давний друг всех детей и взрослых. Он прочно сросся с личностью самого Михалкова и является, пожалуй, главным его героем.
Стихи Михалкова, весёлые и язвительные, лирические и возвышенные, глубоко гуманные и по-настоящему детские вошли в наш советский и российский быт, стали частицей жизни нашей страны и нашего народа. Родившиеся в конце 20-х – начале 30-х годов, а затем их дети, внуки и правнуки впитывали и продолжают впитывать вместе с Михалковскими строчками стремление к взаимопомощи, дружбе, уважительное отношение к труду и трудящимся, неприязнь к эгоизму, лени, лжи и трусости.
Детские стихи Михалкова моралистичны. Он рисует и похвальные, и предосудительные людские поступки, уча таким образом детей различать «хорошо» и «плохо», добро и зло, можно и нельзя, утверждает справедливость и призывает противодействовать несправедливости. Всё это – в открыто публицистической манере. И – что чудесно – ребятня, обычно отторгающая любые поучения, которые пытаются им «навязать» взрослые, принимают добрые советы Михалкова, принимают охотно и с радостью. Доверчиво окунаются они в стихию этой замечательной, светлой поэзии, которая, с одной стороны, предназначена для детей, а с другой – показывает им большой и сложный «взрослый мир».
Это может показаться парадоксальным, но особенность Михалковского юмора в том, что автор никогда специально детей не смешит. Напротив, его повествование серьёзно, волнительно. Но юные читатели улыбаются и смеются. Особенно это заметно в том же «Дяде Стёпе», которому, между прочим, не очень комфортно со своим ростом: и в кино его просят сесть на пол, и в тире ему приходится нагибаться. Выступает Дядя Стёпа и как герой, причём в комичной ситуации: подняв руку, он выступает в роли семафора, предотвращая катастрофу. А после войны Дядя Стёпа работает милиционером – благородная профессия. За что же так любим Дядя Стёпа? Не за свой гигантский рост, но за доброту, храбрость и помощь всем, кто в ней нуждается.
Стихотворения Сергея Михалкова можно назвать самобытным и очень значительным явлением русской поэзии. Они представляют собой прекрасное сочетание звонкости и чистоты детского голоса, педагогической мудрости и такта, остроумия и артистизма. Именно благодаря этим качествам Михалков смог возродить в русской литературе жанр басни. Стоит отметить, что качества эти присущи и Михалковской прозе, пьесам, киносценариям.
Михалковские детские стихотворения чрезвычайно просты и понятны. Однако за внешней простотой проглядывается величайший талант, жизненный опыт, нелёгкий труд. С первого дня Великой отечественной Михалков работал военным журналистом – он не понаслышке знал, что такое война. Все её ужасы он видел собственными глазами. Его детская поэзия, добрая, открытая, солнечная – это призыв к миру во всём мире, к дружбе между нациями, защита прав человека и в частности ребёнка на счастливую жизнь без войны и других бедствий. В послевоенные годы Михалков выступил с книгой «Всё начинается с детства», а также написал ряд статей с размышлениями о том, каким должно быть воспитание в современной семье, в школе, с формулировкой своих собственных соображений по этому поводу.
Известен Сергей Михалков и как переводчик. Будучи великолепным мастером стиха, он превосходно справился с задачей донесения до маленьких русских читателей произведении поляка Юлиана Тувима и болгарина Асена Босева. Михалков переводил и поэтов из республик бывшего СССР. Переводы Михалкова сохраняют дух подлинника, оставаясь, при этом, самостоятельными художественными произведениями. Любопытно, что пересказанная им в 30-х годах знаменитая английская сказка о трёх поросятах, получившая у нас огромную популярность, в 1968-м вышла в английском переводе с авторством С. Михалкова.
После войны Михалков работал в разных жанрах детской литературы, создавал пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов. По его сценариям сняты такие известные фильмы как «Большое космическое путешествие» (по пьесе «Первая тройка, или Год 2001»), «Три плюс два» (по пьесе «Дикари»), «Новые похождения Кота в Сапогах» и другие.
В 2004 году Михалков стал одним из авторов «Самой большой в мире книги для малышей» в соавторстве с Сергеем Еремеевым, Владимиром Степановым и Андреем Тюняевым.
Творчество С. Михалкова давно известно во всём мире, переведено на многие языки. Он удостоен многих орденов и наград, отечественных и иностранных, но главная награда – всенародное признание, которое он заслужил благодаря своему таланту и любви к людям.
Предлагаем вам методические рекомендации по ознакомлению с творчеством великого писателя. Автор рекомендаций - воспитатель Мячина Н.Д.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ «С.В. МИХАЛКОВ – ДРУГ ДЕТЕЙ»
для детей старшего дошкольного возраста
Знакомство с автором
Игровая деятельность:
1. «Угадай автора книги».
2. «Составь рассказ о С. Михалкове».
3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
4. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».
Детская деятельность:
Рисование: «Что я запомнил о Михалкове?», «Моя любимая книга».
Аппликация «Три поросенка».
Лепка: «Любимые герои-животные»
Первые произведения
Игровая деятельность:
1. Викторины: «Степанова помощь», «Дядя Степа – герой», «Знатоки».
2. «Продолжи…».
3. Перечисли профессии дяди Степы» (по эпизодам).
4. Вспомни и перескажи отрывок о лете, зиме, весне, осени из «Дяди
Степы».
Детская деятельность:
Рисование: «Каким я вижу дядю Степу» (милиционер, моряк, обычный человек), «Самый интересный отрывок», «Добрый дядя Степа».
Лепка: «Мой любимый дядя Степа», «Дядя Степа – спортсмен».
Конструирование из коробок: «Корабль дяди Степы», «Светофор», «Самолет Егора».
Узнаем мир по стихам С.Михалкова
Игровая деятельность:
Викторина «Раньше и сегодня»
«Что расположено на улице Михалкова?»
Дидактическая игра «Будь внимательнее»
«Придумай слово для лесной академии».
«Где не обойтись без точного времени?»
«От слова к книге»
Детская деятельность:
«Нарисуй век нынешний и век прошлый», «Часы-помощники», «Цирк».
Лепка: «Цирк», «Маска».
Аппликация «Моя улица».
Конструирование: «Автомобиль будущего»
Приобщаемся к труду
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
«Библиотека»
«Перечисли все профессии героев Михалкова»
«Кто больше придумает слов, отвечающих на вопрос «что делает»?»
«Профессия и ее результат»
«У этого предмета есть или нет стоимости?
Детская деятельность:
Рисование: «Моя будущая профессия», «Я горжусь своими
родителями».
Лепка: «К чему приводит лень?», «Кто рано встает».
Аппликация «День в деревне».
Конструирование: «Подарок» (из природного материала).
Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен
Игровая деятельность:
1. Сюжетно-ролевые игры: «Мы – военные», «На учениях», «Застава», «Моряки».
2. «Кто быстрее соберется по тревоге».
3. «Донесение.
Дидактические игры: «Будем в армии служить», «Кто больше назовет боевой техники», «Род войск и боевая техника».
Творческая работа:
Составление рассказов «Будни солдата», «Что я знаю о войне».
Рисование:
1. «Храбрые защитники».
2. «Это наша страна».
3. «Памятники погибшим».
Аппликации: «Венок славы», «Открытка-поздравление».
Лепка: «Пограничник в дозоре», «Разведчик».
Конструирование: «Самолет», «Ракета», «Катюша».
Мы с приятелем
Игровая деятельность:
1. «Чем можем – поможем».
2. «И я».
3. «Скажи по-другому».
4. «С тобой интересно, потому что мы…».
5. «Угадай, о ком мы рассказали».
6. «Добрые слова».
Творческая деятельность:
Рисование: «За этот поступок мне было стыдно», «Наша любимая игра», «У меня сегодня праздник», «Мое любимое стихотворение».
Аппликация: «Подарок другу», «У Фомы все наоборот».
Лепка по стихотворению «Фома».
Конструирование: «Игрушки для малышей.
Дети и взрослые
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Моряки».
«Что такое хорошо, что такое плохо».
«У меня растут года».
«Угадай, кем я мечтаю быть».
«Определи, из какого произведения эти слова?»
Детская деятельность:
Рисование: «Дети идут на прогулку», «Счастливый день», «»Такой была мама в детстве».
Аппликация: «Мы подарок маме покупать не станем».
Конструирование: «Лесные зверушки».
Сказки
Игровая деятельность:
1. Драматизация сказки «Упрямый котенок».
2. Кукольный спектакль.
3. «Четвертый – лишний».
4. «Маленькие сочинители».
Детская деятельность:
Рисование: «Медведь и мошка», «Друзья спешат на помощь», «Зайке стыдно».
Аппликация: «Новый остров в лесу, а на нем козленок».
Лепка: «Серые разбойники», «Козленок».
Конструирование: «Плот».