Качество речи, её громкость, плавность во многом зависит от речевого дыхания ребёнка.
Правильное речевого дыхание создает условия для нормального звукообразования, поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Часто дети с ослабленным вдохом и выдохом говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз: при нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, и ребенок вынужден добирать воздух на середине фразы, не договаривая слова и нередко произнося конец фразы шепотом. Или говорит на вдохе, с захлебыванием, отчего речь становится нечеткой, судорожной.
Причины могут быть следующими:
-аденоидные разрастания;
-сердечно - сосудистые заболевания;
-неправильное воспитание и недостаточное внимание взрослых к речи ребенка.
Специальные игры и упражнения для развития речевого дыхания принесут огромную пользу.
Существуют определенные правила выполнения дыхательных упражнений:
-ребёнок должен быть здоров;
-комнату необходимо проветрить, температура не выше 18-20 градусов;
-не рекомендуется проводить эти игры сразу после приема пищи;
-выполнять не более 3-х упражнений подряд, т.к. дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать головокружение;
-чередовать игры с другими упражнениями;
-следить за правильным ротовым выдохом, а именно: вдох-носом, выдох-ртом. Выдыхать плавно и до конца, губы округлены, щеки не надувать, нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов во время пения или разговора.
Нормальное ротовое дыхание зависит от силы и плавности ротового выдоха. Поэтому необходимо учить ребёнка контролировать время выдоха, развивать способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Проверить правильность развития речевого дыхания можно с помощью пения. Длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет (в 4 года – в течение 4 сек., в 5 лет может подряд пропеть 5 гласных звуков-5 сек.)