Детский сад "Белоснежка"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Детский сад "Белоснежка" » Консультации педагога психолога » Поступаем в детский сад.


Поступаем в детский сад.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Адаптация ребенка в детском саду

Вы решили отдать своего ребенка в детский садик или ясли? Но вот вопрос - как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание? Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?
  Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка дет­ский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с но­вым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр ин­диви­дуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и лич­ност­ных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пре­бывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок при­выкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про ко­торые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности об­щения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый вы­ступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впе­чатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуа­циями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых лю­дей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, по­скольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязан­ности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

  Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к спе­циалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном воз­расте - 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

     Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключи­тельному вниманию, неуверенные в себе.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматиче­ским темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут бы­стро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает про­блем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоцио­нальный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным

Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более сла­бых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиаль­ность воспитателя будет серьезным тормозом.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщитель­ность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения роди­телей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?

Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.

Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вы­звать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от пове­дения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует по­больше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

0

2

Вхождение в детсад - очень резкое изменение жизни. И, конечно, вдумчивые родители к этому готовятся заранее.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.

Возможно советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду.

·  Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего возраста, наиболее благоприятным является возраст между 3 и 5 годами.

·  Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать, - примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе - подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось соб­ственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им - ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого со­бытия проблему, не говорите каждый день о предстоящей пе­ремене в его жизни.

·  Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним дет­ские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

·  Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка.

·  Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и на­выки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

·  С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько ча­сов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.

·  Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.

·  Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько не­дель пусть отводит в детский сад его отец.

·  Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согла­сится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, рас­спрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто оби­жал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему ма­лышу удается привыкнуть к садику.

·  Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатле­ний, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии при­вык­нуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.

·  Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

·  Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: "Я не пойду к ней, она кричит, злая" и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. "Вторая мама" для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уни­кальность и индивидуальность каждого ребенка.

·  Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и предусмотрительны. Плохо, если придется слишком часто менять садики. Лучше если ребенок посещает все время один и тот же садик. Один раз поменять его - не страшно, но шесть или семь раз - это уже вредно.

·  Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непре­менно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.

·  Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не до­пускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью.

0

3

Анкета «Готовность ребенка к поступлению в детский сад».

Вы готовитесь отдать ребенка в детский сад. Естественно Вы переживаете, как он будет там без вас, что будет ожидать вас каждый день. Мы предлагаем Вам примерную анкету «Готовность ребенка  к поступлению в детский сад». Ответив на вопросы анкеты можно получить предварительный прогноз того, готов ли ваш малыш к детскому саду. Хотим подчеркнуть, это  только предварительный прогноз, каждый ребенок индивидуален и неизвестно, как он себя поведет в новой обстановке.

1. Какое настроение преобладает у ребенка?
♦       бодрое, уравновешенное — 3 балла,
♦ раздражительное неустойчи¬вое — 2,
♦ подавленное — I.

2. Как Ваш ребенок засыпает?
♦ быстро (до 10 мин) — 3,
♦ медленно — 2,
♦ спокойно — 3,
♦ неспокойно — 2.

3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
♦       дополнительное     воздействие — 1,
♦ без воздействия — 3.

4. Какова продолжительность сна ребенка?
♦ 2 часа — 3,
♦ менее 1 — 1.

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
♦ хороший — 4,
♦ избирательный — 3,
♦ неустойчивый — 2,
♦ плохой —1.

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
♦ положительно — 3,
♦ отрицательно — 1,
♦ просится на горшок — 3,
♦ не просится, но бывает сухой — 2,
♦ не просится и ходит мокрый — 1.

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
♦ сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать др.) — 1,
♦ нет отрицательных привычек — 3.

8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
♦ да — 3,
♦ нет — I,
♦ иногда — 2.

9. Проявляет ли интерес к действиям взрослых?
♦ нет — 1,
♦ иногда — 2.

10. Как Ваш ребенок играет?
♦ умеет играть самостоятельно — 3,
♦ не всегда — 2,
♦ не играет сам — 1.

11. Взаимоотношения со взрослыми:
♦ легко идет на контакт —3,
♦ избирательно —2,
♦       трудно — 1.

12. Взаимоотношения с детьми:
♦       легко идет на контакт —3,
♦ избирательно — 2,
♦ трудно — 1.

13. Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен:
♦ да - 3,
♦       нет — 1,
♦ не всегда — 2.

14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
♦ есть — 3,
♦ не всегда — 2,
♦ нет — 1.

15. Есть ли опыт разлуки с близкими?
♦ перенес разлуку легко — 3,
♦ тяжело — 1.

16. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
♦ есть — 1,
♦ нет — 3.

Прогноз адаптации
Готов к поступлению в д/с — 55—40 баллов.
Условно готов — 39—24 балла.
Не готов — 23—16 баллов.

Если у вас есть какие то вопросы по адаптации - спрашивайте. Наши специалисты постараются дать вам ответ или совет

0

4

Как подготовить ребенка к тому, что в садике он будет оставаться без мамы?

Такую подготовку нужно начинать не ранее, чем угаснет сепарационная тревога, то есть примерно после полутора лет. Начиная с этого возраста, малыши уже не испытывают слишком сильного страха при разлуке с мамой, способны более или менее спокойно "подпустить" к себе малознакомого взрослого человека. Настороженность по отношению к незнакомцам может сохраняться еще довольно долго - лет до трех, а уж до конца второго года жизни будет присутствовать почти наверняка.

Если и после трех лет ребенок остается крайне пугливым, ни на шаг не отходит от мамы, нужно всерьез задуматься: правильно ли вы выстраиваете свои отношения с малышом, не поддерживаете ли в нем эту тревожность? Возможно, имеет смысл обратиться к детскому психологу.

Ну а как правило, в полтора, а чаще в два года дети начинают обретать некоторую независимость от мамы. Может быть, вы и прежде оставляли малыша на какое-то время с бабушкой или няней. Если же такого опыта у вас не было, теперь неплохо бы об этом позаботиться

Начинать лучше издалека. Попробуйте сходить с ребенком в гости. Не требуйте от него, чтобы он немедленно поразил всех своей общительностью и прекрасными манерами. Предупредите родственников и друзей, чтобы они не форсировали события, не стремились с порога "подружиться" с малышом. Всякий раз, когда ребенок встречается с незнакомым или малознакомым взрослым, давайте ему возможность присмотреться к этому человеку. Пусть малыш сидит у вас на коленях или даже прячется за вашу спину. Возможно, убедившись в том, что незнакомый человек не представляет опасности (ведь вы-то его не боитесь!), через некоторое время он сам подойдет к нему, чтобы познакомиться. Не исключено, что для этого понадобится не одна, а несколько встреч. Важно, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно устанавливать дистанцию и темпы ее сокращения.

Постепенно малыш будет узнавать, что на свете есть и другие хорошие взрослые люди, кроме мамы с папой и бабушки с дедушкой.

Кому-то может показаться, что все это имеет мало отношения к детскому саду, куда ребенок пойдет через год, а то и два. На самом же деле такое последовательное, спокойное приучение малыша к посторонним взрослым имеет огромное значение для благополучной адаптации его и в детском саду, и в школе, и в обществе в целом!

После того как вы убедитесь, что в вашем присутствии ребенок спокойно общается с другими взрослыми, можно попробовать оставлять его с кем-то из знакомых уже без вас. На роль временной "няни" лучше всего подойдет даже не бабушка, с которой малыш и так, наверное, проводит немало времени, а какая-нибудь ваша подруга. Для начала достаточно оставить ребенка на час-другой, постепенно время можно увеличивать. Главное, всегда говорите малышу, когда вы вернетесь - каким-то загадочным образом даже совсем маленькие дети очень хорошо чувствуют время, - и, конечно, сдерживайте свое обещание. Таким образом, малыш будет понимать, что ваше временное отсутствие - совсем не катастрофа и что вы всегда возвращаетесь к нему.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Детский сад "Белоснежка" » Консультации педагога психолога » Поступаем в детский сад.