Возможно, детский психолог проведет игротерапию более профессионально, но польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребенок; меняются родители, меняются отношения между детьми и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами как буд-то попадают в свое детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей.
Игра очень положительно влияет на психическое развитие ребенка. Помогает ему приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, готовит к взрослой жизни. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегченной форме.
Начинать игровые занятия с ребенком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочуствия. Посмотрим, в чем могут помочь эти игры:
• снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
• уменьшить страх неожиданного воздейсивия, нападения, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
• наладить контакт между родителями и детьми
• развить ловкость и координацию движений
Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения
« Снеговик»
( с 3 лет)
Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течении 10 секунд удерживают заданную позу.
Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко. Его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.
«Буратино»
(с 4 лет)
Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком:
« Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым как у Буратино.
Напрягите плечи, руки, пальцы, представтье, что они деревянные.
Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным
Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.
А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем»
Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии.
« Капризная лошадка»
(с 3 лет)
Родитель рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребенком они сопровождают сказку действиями: «В одной далекой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька». «Не хочу, не буду»,-говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Еще она брыкалась вот так. Когда она вдоль набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и веселой. Она весело скакала и ржала: «Иго-го!»
Игры, направленные на коррекцию агрессии
« Сражение»
(с 2 лет)
Игроки бросаются легкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрыитя. Заканчивается игра перемирием и объятиями.
« Злые и добрые кошки»
(с 2 лет)
По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются ( только по нарошку). Добрые кошки ласкают и мурлычат.
« Каратист»
(с 3 лет)
На пол кладется обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, а зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!» Интенсивные движения и подражания зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.
« Боксер»
(с 3 лет)
Эта игра очень похожа на игру « Каратист», только вместо движений ногами – делать движения руками.
В заключении хотим вам напомнить, что самое главное – это не то, во что играть, а то, как играть. Самая эффективная психотерапия- это родительская любовь. Почаще обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный.
Любите, понимайте и растите вместе!