1.1. Понятие культурно-гигиенические умения.
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических умений и навыков и привычек. От этого в значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.
Под культурно-гигиеническими умениями мы понимаем умения по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей о6стаковке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
УМЕНИЕ – способность осознанно выполнять определенные действия на основе имеющихся знаний.
НАВЫК – это автоматизированный способ выполнения действий.
ПРИВЫЧКА – это действие или элемент поведения, которое стало потребностью, невозможность совершать это действие вызывает неудовлетворенность собой, отрицательные эмоции; т.е. это навык, ставший потребностью.
Физиологической основой культурно-гигиенических умений и навыков является образование условнорефлекторных связей, выработка динамических стереотипов - привычки.
На формирование данных умений оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая
обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Прочность гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка к ним, упражнений в определенных действиях.
Культурно гигиенические умения и навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Культурно-гигиенические умения — также важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Овладение умениями культурной еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять их формирование необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно (Петерина С.В.).
В развитии ребенка большое значение имеет воспитание навыков и привычек, определяющих поведение дошкольника в быту (самостоятельное выполнение утренней гимнастики, правил личной гигиены, навыки самообслуживания и т. д.).
Наличие и степень сформированности указанных навыков не только характеризуют культуру поведения ребенка, но и влияют на состояние его здоровья. Именно поэтому при подборе приемов формирования культурно-гигиенических умений и навыков следует опираться, на исследования как в области нравственного, так и физического воспитания (Е.Г. Леви-Гориневская, Е.А. Аркин, Т.И. Осокина, С.М. Громбах, М.В.Антропова).
Осознанность выполнения навыка характеризуется готовностью рассказать о последовательности выполнения действия и обосновать необходимость его основных компонентов (А.В. Запорожец, Н.И. Непомнящая).
Очень часто воспитатели лишь обучают детей тем или иным действиям, не заботясь, чтобы эти действия выполнялись ими осознанно. В результате у дошкольников стихийно формируются общие представления о том, как проходит процесс мытья рук, зарядки и т.п. Но для чего нужны все эти действия, они не знают. Поэтому при осуществлении умения дети легко опускают наиболее существенные элементы, отказываются выполнять их.
В последние десятилетия в исследованиях по дошкольной педагогике неоднократно доказывается мысль о влиянии знаний (о росте растений, образе жизни животных, о труде взрослых, об учебе в школе) на формирование у детей отношения к окружающему, а так же навыков трудовой и учебной деятельности (научная школа В.И.Логиновой).
Вместе с тем, на поведение детей оказывают влияние не только содержание знаний, но методы их сообщения, обучения, развития (Г.Лямина, Л.Нисканен). Если при формировании у детей представлений используются наглядные пособия и дидактические игры, побуждающие детей решать определенные умственные задачи, если при показе диафильма, имеющего занимательный сюжет, дети осваивают одновременно динамику процесса в целом и связи между причиной и следствием, то происходит влияние как на сознание, так и на чувства детей.
Именно такие представления и оказывают наибольшее влияние на отношение детей к окружающему и всю их деятельность в целом (Г.Лямина, Л.Нисканен).
Опираясь на эти научные положения, можно предположить следующее: если у детей среднего дошкольного возраста сформировать взаимосвязанные представления о рациональной последовательности действий, составляющих умение и в последствии навык, и о значении умения в целом и отдельных его элементов для здоровья, сохранения работоспособности, бодрости, хорошего настроения, то качество его выполнения значительно улучшится. Повысится и самостоятельность детей.
Исследователь Г. Лямина, основываясь на результатах проведенной работы, сделала ряд практических выводов, важных для нашего исследования:
- выполнение культурно-гигиенических требований должно стать логической частью поведения ребенка и воспитываться во всех видах его деятельности: игровой, бытовой, учебной, трудовой;
- воспитание прочных культурно-гигиенических умений возможно лишь на базе гигиенических представлений, формирующихся у детей при сообщении элементарных взаимосвязанных знаний;
- в процессе закрепления умений надо выделить самые основные действия и обосновать детям необходимость их выполнения, добиться осознанного запоминания детьми последовательности этих действий;
- при обучении детей наряду с показом и объяснением действий нужно использовать наглядный материал, элементарные опыты, дидактические игры, художественную литературу;
- необходимо разнообразить приемы, побуждающие детей к выполнению требований педагога, а также к большей активности и самостоятельности. Применять различные виды контроля;
- создавать нестандартизированные ситуации, для того чтобы научить детей и в измененных условиях пользоваться имеющимися умениями;
- важно не только правильно организовать условия внешней среды, но и максимально использовать их для формирования самостоятельности и активности детей при осуществлении культурно-гигиенических умений.
Дети среднего дошкольного возраста способны освоить целостные процессы хозяйственно-бытового труда (В.И. Логинова, М.В. Крулехт). На основе системы знаний о трудовом процессе как единице труда они успешно овладевают системой общетрудовых и специальных умений для организации и осуществления трудового процесса от постановки цели до получения результата и уборки рабочего места. Освоение нескольких базовых трудовых процессов (сервировка стола к обеду, мытье чашки, стирка салфеток и пр.) дает возможность легко осваивать путем переноса сходные по содержанию и структуре процессы, что является основой для освоения ребенком позиции субъекта труда в повседневной жизни детского сада и семьи. Это оказывает существенное влияние на эмоциональное развитие ребенка, позволяет ему осознать свои возможности (образ себя), укрепляет интерес к собственной трудовой деятельности, обеспечивает рост детской самостоятельности, формирует отношения взаимопомощи и сотрудничества между взрослыми и детьми.
1.2. Педагогические условия воспитания и развития культурно-гигиенических умений у детей среднего дошкольного возраста
Для успешного развития культурно-гигиенических умений и навыков необходимы следующие условия (С.В. Петерина):
1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования, и т. д.).
2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции — вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5—10 секунд), иначе не вырабатывается динамический стереотип.
3) большое значение имеет в этом возрасте осознание значения культурно-гигиенических умений, детям нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, ее значении для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. С этой целью можно также использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т. п.
Предварительно следует предложить детям подумать и рассказать, что и как они будут делать. Затем проследить за действиями детей и опять вернуться к их совместному обсуждению, оценке.
4) для развития культурно-гигиенических умений в средней группе применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся — воды не бойся» и т.п.). Содержание культурно-гигиенических умений осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.
5) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными. Одним из ведущих приемов в средней группе является повторение действий, упражнение, без этого умение не станет навыком, не сформируется. Только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.
6) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими умениями и навыками.
7) организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий. Особенно удачной является косвенная форма, когда воспитатель заранее выражает уверенность в том, что дети правильно выполнят его указания, и вскользь напоминает требования. Например, воспитатель говорит: «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно».
8) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований. Пример воспитателя может быть прямой и косвенный. В первом случае воспитатель просто предлагает детям посмотреть, как он делает, во втором — использует разные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание. В примере поведения воспитателя обязательно должно проявляться его личное отношение, тогда он становится убедительным для детей.
9) для закрепления правил, более осознанного их усвоения в
средней группе проводится беседа. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в необходимости их выполнения.
10) широко используется прием поощрения. Важно вовремя похвалить ребенка, но не нужно этим злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребенка. Поощрение иногда делается в такой форме, чтобы напомнить правила выполнения. В некоторых случаях воспитатель использует порицание, но это лучше делать в косвенной форме, не называя имен детей.
11) в развитии культурно-гигиенических умений и навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Важным фактором развития является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях.
Развитие культурно-гигиенических умений и навыков осуществляется в тесном контакте с семьей. Единая линия в требованиях, в создании условий совершенно необходима для выработки и закрепления у детей культурно-гигиенических умений и навыков.