Дисциплина на занятии проявляется в умении педагога привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности.
Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру.
Игровые методы, направленные на пробуждение любопытства к происходящему и, следовательно, мобилизующие детское внимание, педагогам известны. Это неожиданно появляющиеся сказочные персонажи, демонстрация новых, ранее не виданных предметов, предложение ими манипулировать.
Игровой момент служит хорошей завязкой для начала занятия.
Но до этого детей нужно собрать вокруг себя и добиться тишины. А мы совсем не всегда настроены на феерическое театральное действо, способное переключить всех детей со свободной игры на организованную деятельность в рамках занятия. Занятия, даже хорошие, — это все-таки будни.
Поэтому мы вынуждены прибегать к другим приемам — более простым, но эффективным.
Свисток, колокольчик и бубен
В школе о начале урока оповещает звонок. Звонок — это специальный сигнал, о значении которого детям сообщают, когда они начинают учиться.
Педагоги детского сада часто используют в своей работе колокольчик — с этой же целью. Колокольчик сигналит — значит, нужно отложить свои занятия и собраться вокруг педагога.
Так как дети маленькие, даже умение реагировать на условный сигнал требует обучения. Более того: педагог в состоянии превратить ситуацию обучения и приучения реагировать на сигнал в развивающую.
К примеру, дети по его приглашению собираются в круг, и педагог сообщает:
— Посмотрите, что я вам принесла. Это мои помощники: колокольчик, бубен с бубенчиками и свисток. Они умеют отдавать команды. Голоса моих помощников и их команды вам предстоит запомнить.
Если я свистну в свисток, вы должны тут же собраться вокруг меня в кружок.
Если я позвоню в колокольчик, вам нужно срочно бежать к своим столикам и садиться на стульчики. А если я буду греметь бубенчиками бубна, это сигнал встать рядом со своими шкафчиками. Запомнили?
Затем педагог проводит испытание детей.
— Сейчас вам кажется, что вы запомнили команды. Но я пока не знаю, насколько прочно. Это нужно проверить. Чем бы вы ни занимались, услышав команду, нужно постараться быстро ее выполнить.
После этого дети могут разойтись по своим делам. Некоторое время педагог делает вид, что ничего не происходит. Но в какой-то момент звучит сигнал, и дети должны на него отреагировать.
Ситуация воспринимается поначалу как игровая. Она таковой и является. Этот игровой потенциал нужно использовать в полную меру: дети должны наиграться. Но затем педагог должен последовательно использовать своих «помощников» для организации жизни в группе — так, чтобы следование командам стало почти рефлекторным. Это сильно помогает сохранить голосовые связки и добиться быстрого сбора детей.